04.09.2020
Пояснение к проектам документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2021 г.
При ознакомлении с проектами документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2021 г., следует понимать, что
в проекте демонстрационного варианта
представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы;
задания не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2021 г. (полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ОГЭ 2021 г., приведен в спецификации КИМ);
приведены обязательные для ознакомления инструкции по выполнению работы в целом, ее частей и отдельных заданий, записи ответов;
приведены критерии оценивания выполнения заданий;
в проекте спецификации КИМ
дано описание экзаменационной работы;
приведен обобщенный план варианта КИМ, содержаний полный список тем, задания по которым могут быть представлены на каждой позиции экзаменационного варианта.
Информация об изменениях в КИМ ОГЭ 2021 г. в сравнении с КИМ ОГЭ 2020 г.
Учебный предмет
Изменения в КИМ ОГЭ
Русский язык
География
Информатика
Отсутствуют изменения структуры и содержания КИМ
Математика
В рамках усиления акцента на проверку применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 г.) в одно задание на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 г.
Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ 2020 г.) заменено на задание с практическим содержанием, направленное на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ 2021 г.).
Скорректирован порядок заданий в соответствии с тематикой и сложностью.
Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31.
Литература
В связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена новая нумерация заданий. По-другому реализован принцип выбора: на выбор предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2; 3.1 или 3.2.
Суммарное число заданий экзаменационной работы увеличилось с 4 до 5 за счет нового задания базового уровня сложности 2.1/2.2, требующего анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении.
Изменения привели к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 39 до 45 баллов.
2
История Общее число заданий увеличено до 24 (в 2020 году – 21):
в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (позиции
15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории
зарубежных стран).
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
до 37 (в 2020 году – 34).
Обществознание Общее количество заданий КИМ осталось неизменным. Количество
заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13.
Добавлено задание 5 с развёрнутым ответом на анализ визуальной
информации.
Общий балл увеличен с 35 до 37.
Иностранный язык В экзаменационную работу 2021 г. были внесены изменения в разделы 1
(«Задания по аудированию») и 4 («Задания по письменной речи»).
Раздел 1 («Задания по аудированию») экзаменационной работы 2021 г. состоит
из 11 заданий с кратким ответом:
в заданиях 1–4 предлагается прослушать четыре коротких текста, понять
запрашиваемую информацию, выбрать правильный ответ из
предложенного перечня и записать его номер. Максимальное количество
баллов за выполнение заданий 1–4 – 4 балла;
в задании 5 необходимо прослушать пять устных высказываний
и установить соответствие между высказываниями и рубриками
(в задании есть одна лишняя рубрика). Максимальное количество баллов
за выполнение задания 5 – 5 баллов;
выполнение заданий 6–11 предполагает представление полученной при
прослушивании диалога (интервью) информации в виде несплошного
текста/таблицы. Максимальное количество баллов за выполнение задания
6–11 – 6 баллов.
В разделе 4 «Задание по письменной речи» экзаменационной работы 2021
года в задании 35 необходимо написать личное (электронное) письмо в ответ на
электронное письмо друга по переписке. В связи
с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения
в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за
выполнение задания 35 не изменилось (10 баллов).
Биология Произошло сокращение общего количества заданий с 30 до 29,
в первой части работы количество заданий уменьшилось на два, во второй
части добавлено одно задание, что позволило сохранить максимальный
первичный балл за выполнение всей работы. Изменения коснулись следующих
позиций: в части 1 изменена модель задания линии 24 и расширен перечень
объектов; в части 2 линия 26 представлена заданиями, проверяющими
исследовательские умения.
Физика К тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного
верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор.
Увеличилось число заданий с развёрнутым ответом: добавлена ещё одна
качественная задача. В 2021 г. задания 21 будут построены на контексте
учебных ситуаций, преимущественно – на прогнозировании результатов опытов
или интерпретации их результатов, а задания 22 – на практико-ориентированном
контексте. Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на
реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено
исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее
не менее трёх прямых измерений с записью абсолютной погрешности.
Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился
с 43 до 45 баллов.
3
Химия В экзаменационную работу 2021 г. по сравнению с работой 2020 г.
внесены изменения в формат следующих заданий:
в заданиях 2 (определение строения атома химического элемента
и характеристика его положения в Периодической системе)
и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей
изменения свойств элементов по группам и периодам) требуется вписать
в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания;
в заданиях 5 (виды химической связи), 8 (химические свойства простых
веществ и оксидов) и 16 (чистые вещества, смеси, правила работы с
веществами в лаборатории и в быту) требуется осуществить выбор двух
ответов из предложенных в перечне 5 вариантов (множественный выбор
ответа);
в заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических
реакций) требуется установить соответствия между позициями двух
множеств.